Какой документ подтверждает право собственности на квартиру - свидетельство о регистрации или выписка из ЕГРН? Разбираемся с документами на недвижимость.

Как было раньше
Свидетельство о государственной регистрации права на квартиру было основным документом, подтверждающим право собственности на недвижимость. Для покупки, продажи или дарения квартиры требовалось предоставить свидетельство о праве собственности на бумаге в регистрирующий орган. После совершения сделки и внесения записи в государственный реестр прав старое свидетельство было отозвано или аннулировано со специальной печатью, а другое выдано новому владельцу.
Если собственник потерял свидетельство о регистрации права собственности на квартиру, он должен был обратиться в регистрационную палату с заявлением о переоформлении свидетельства.

Что стало сейчас
С июля 2016 года бумажные сертификаты ни в коем случае не выдаются. Даже если квартирный сертификат ранее был утерян и хозяин хочет получить дубликат.
Все регистрационные данные о недвижимом имуществе вместе с кадастровой информацией хранятся Росреестром в электронном виде. Любые изменения прав на недвижимое имущество вступают в силу только с момента их регистрации в ЕГРН - едином государственном реестре прав на недвижимое имущество. Это касается не только возникновения права собственности, но и ареста, залога и других ограничений на распоряжение недвижимостью.
Справка не играет роли при подаче документов в Росреестр для оформления права собственности на квартиру, может не быть предоставлена вообще. Права собственника удостоверены выпиской из ЕГРН.

В любом случае для подтверждения права собственности потребуется выписка, а не сертификат. При этом многие органы должны сами получать выписки из Регистра, а не требовать их от граждан - и это обязательно только в электронном виде. Любой государственный орган (включая суд и муниципалитет), нотариус, банк или страховая организация самостоятельно запросит информацию о квартире.
Сохранить или выбросить свидетельство о регистрации права собственности на квартиру?
После введения нового порядка свидетельство продолжает удостоверять право собственника на жилище до момента передачи квартиры новому владельцу.
При этом справка не содержит записей об изменении прав на недвижимое имущество после его получения (арест, залог, ограничение действий). Поэтому в любом случае вам нужно будет получить актуальную выписку из единого реестра прав. Это заявление отражает информацию, действительную на день ее получения.

Кроме того, при любых регистрационных действиях с квартирой нужно будет предъявить документ, на основании которого возникло такое право. Это может быть договор купли-продажи, договор долевого участия с актом приема-передачи, договор дарения и т.п. Обязательно должна быть отметка о регистрации документа в ЕГРН.
Выписка и договор являются основными документами для подтверждения прав. Справка может быть полезна только как подтверждающий документ в спорных ситуациях.
Почему выписка лучше свидетельства о госрегистрации права на квартиру
Учет недвижимого имущества в России ведется в электронном виде, а в государственный реестр информация собирается из различных источников. Статус недвижимости может измениться в любой момент, и не всегда это отражается в свидетельстве о регистрации права собственности на квартиру.

Например, суд может наложить запрет на отчуждение недвижимого имущества до начала рассмотрения дела по существу - по требованию одного из участников или по собственной инициативе. Хозяин может даже не знать об этом. Или узнает, но попытается продать квартиру, не сообщая покупателям. Такая сделка с недвижимостью, конечно, не пройдет госрегистрацию, но покупатель может потерять деньги, если часть стоимости квартиры будет оплачена неофициально.
Если бы покупатель заказал актуальную выписку из ЕГРН до перечисления денег и подписания документов, то потерь можно было бы избежать.
Базовый здравый смысл требует, чтобы вы заказывали выписку из ЕГРН каждый раз при заключении сделок с недвижимостью. Итак, регистрация договора аренды включает в себя регистрацию перехода права собственности на квартиру к плательщику ренты. Было бы крайне нежелательно узнавать о наличии, например, ипотеки на эту квартиру только при оформлении договора смены собственника. Безопасность покупателя при покупке, наследовании, дарении недвижимости также обеспечивается только проверкой действующей выписки ЕГРН.

Как получить выписку о государственной регистрации права на квартиру
После завершения процесса государственной регистрации любой сделки по смене собственника участники получают бумажное заявление о передаче прав на объект недвижимости. Впоследствии эта выписка будет играть роль свидетельства о праве собственности.
Для получения актуальной информации необходимо каждый раз заказывать выписку заново - в бумажном или электронном виде.


Заказать выписку на бумаге можно в регистрирующем органе или через МФЦ. Для этого вам нужно будет лично явиться в учреждение с паспортом и оплатить госпошлину - цена бумажной выписки начинается от 460 рублей. Срок представления документа в Росреестре 3 дня, плюс еще 2 дня на передачу заявления из МФЦ.


Электронный. Самый простой, дешевый и быстрый способ получить документ - заказать его на сайте Регистра ЕГРН. Для получения выписки из ЕГРН через сервис ЕГРН в Реестре не нужно заполнять данные о заявителе, достаточно указать точный адрес объекта недвижимости или кадастровый номер. Выписка из государственной базы данных Росреестра будет заверена электронной цифровой подписью и отправлена по электронной почте. Стоимость услуги от 200 руб. При заказе вы можете увидеть, какая информация будет отражена в разных версиях выписок, и выбрать подходящий. Такой документ можно распечатать сколько угодно раз или отправить в любую организацию, в том числе в суд и банк.


Текст: Наталья Петракова