С 2018 года невозможно продать или подарить земельный участок без регистрации в земельном кадастре, даже если право собственности на него зарегистрировано. Даем инструкцию, как поставить земельный участок на кадастровый учет - порядок, выбор специалиста, цена выдачи и необходимые документы.

Как оформить земельный участок - план действий

Заключите договор с кадастровым инженером или кадастровым бюро. Обязательно оговорите смету заранее. Договор должен содержать:


оценить,
термины,
объем работ.



Сбор необходимых документов на земельный участок. Перед заключением договора важно согласовать, кто за какие документы будет отвечать. Обычно собственник сайта предоставляет документы, подтверждающие право собственности (выписка из ЕГРН, решения судов, акты местной администрации). Остальные материалы собирает специалист.
Инженер производит геодезические изыскания земельного участка на местности, определяет координаты и готовит чертежи.
Планировка земельного участка согласовывается с собственниками прилегающих участков.
Кадастровый специалист составляет план земельного участка, который будет использован при кадастровом учете земельного участка. Если дом строится на земле, то сразу же составляется и технический план участка для его последующего оформления.
Собственник или его доверенное лицо подает пакет документов на государственную регистрацию. Оформление земельного участка на кадастровый учет не облагается государственной пошлиной, в отличие от регистрации прав на объект.
По истечении установленного срока регистрации (до 12 дней) собственник получает выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах. Выписка будет содержать информацию о кадастровом учете, в том числе план земельного участка. Кроме того, сам земельный участок через месяц-два появляется на государственной кадастровой карте Росреестра с обозначенными границами. Кадастровые паспорта не выдаются с 2017 года.


Как выбрать специалиста для оформления земельного участка на кадастровый учет
Подготовка документов для оформления земельного участка - довольно затратная процедура, стоимость зависит от региона и сложности работ. Цена начинается от 10-15 тысяч рублей и стремится к ста тысячам. Собственник земельного участка не имеет права самостоятельно выполнять необходимые работы и вынужден обращаться в специализированные организации или к сертифицированным специалистам.
Выбирая инженера или специализированное бюро, нужно ориентироваться в первую очередь на наличие необходимой квалификации и допусков, а уже потом обсуждать стоимость услуг. Ошибка кадастрового инженера может дорого обойтись землевладельцу.
Специалист должен сдать квалификационный экзамен, иметь членство в СРО и, желательно, профессиональный опыт. Вы можете бесплатно проверить кадастрового инженера на сайте Росреестра в разделе «Услуги - Реестр кадастровых инженеров».

Какие документы нужны для регистрации участка с кадастровым учетом
Полный пакет необходимых документов зависит от конкретной ситуации, а основной список выглядит так:

Заявление о регистрации сайта на кадастровый учет.
Посадочный план (предоставляется в виде электронного документа, заверенного усиленной ЭЦП кадастрового инженера).
Решение суда по земельному спору (если спорили с соседями по поводу границ).
Акт согласования границы (при необходимости).


Где взять документы для регистрации сайта на кадастровый учет
Любой процесс подготовки пакета документов на землю начинается с получения актуальной выписки из ЕГРН, в которой содержится информация об основных параметрах и праве собственности на участок, которые содержатся в базах данных Федерального реестра.
Официальные выписки из ЕГРН, заверенные электронной цифровой подписью, предоставляет онлайн-сервис ЕГРН Register. Такие выписки принимаются любым учреждением, включая Росреестр, банки и суды. Документ можно распечатать или использовать в электронном виде.
Часто для земельных участков, приобретенных несколько лет назад, собственник или наследник не может найти документ-основание для получения прав на землю. С помощью выписки из ЕГРН можно уточнить, на каком основании был получен этот земельный участок, и найти его или запросить дубликат.
План земельного участка составляет кадастровый инженер, он должен быть предоставлен в электронном виде.

Ставим участок на кадастровый реестр - что дальше?
Сейчас регистрация в земельном кадастре и регистрация права на земельный участок проходят одновременно.
После получения выписки из ЕГРН о завершении государственной регистрации кадастровых изменений вы можете совершать с земельным участком любые действия - продавать, передавать в дар, наследовать и так далее.

В дальнейшем любые изменения технических характеристик земельного участка также необходимо будет регистрировать в кадастре:

изменение границ или областей;
разделение или объединение сайтов;
возведение или снос зданий, а также изменение их площади;
изменение категории земли и др.

Для подготовки документов вам снова придется привлечь кадастрового инженера, который подготовит новый кадастровый план (а при необходимости и технический план) с учетом изменившихся характеристик объекта.

Как подать документы
Процессы кадастрового учета и регистрации прав собственности теперь сосредоточены в руках Росреестра. Поэтому на одном органе можно пройти сразу обе процедуры - это удобно.
Еще приятнее то, что есть несколько вариантов взаимодействия с Росреестром, совсем не обязательно даже лично посещать это заведение. Если все необходимые документы готовы, то можно поставить земельный участок на кадастровый учет:

лично - для этого необходимо подать комплект бумажных документов напрямую в Росреестр либо через МФЦ или центр «Мои документы»;
по почте - отправить пакет документов в Росреестр заказным письмом с уведомлением о вручении и списком приложений;
через Интернет - отправьте электронные документы через портал «Госуслуги» или сразу отправьте в Росреестр. Для этого потребуется усиленная квалифицированная цифровая подпись.



Текст: Наталья Петракова